Система дополнительного образования
Дополнительное образование в школе строится на сочетании базового школьного образования с дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребенка.
Дополнительное образование, исходя из своего разнообразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает проблему занятости детей.
Система дополнительного образования состоит из кружковой работы и работы спортивных секций, проектной деятельности. Такая система дает возможность обучать учеников творческому, созидательному труду, дает детям информацию о прикладных видах деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю, готовит обучающихся к будущей самостоятельной жизни и несет определенную профориентационную нагрузку. Стандартно-образовательные предметы дают углубленные знания по базовым предметам, изучаемым в школе в первой половине дня. Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
- обучающиеся приходят на консультации или занятия во второй половине дня, в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольных началах,
- коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня,
- учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.
Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.
По итогам работы преподаватели и обучающиеся демонстрируют навыки и достижения, полученные в секциях и кружках, на общешкольном празднике «Школа – центр воспитательной работы микрорайона».
Характеристика школы.
В школе обучается700человек. Из них учащихся 1-4 классов - 240 человек, учащихся 5-9 классов -372человека, учащихся 10-11 классов -90человек. Все школьники учатся в одну смену. Во второй половине дня многие занимаются в кружках и секциях, клубах, на курсах как в нашей школе, так и в различных досуговых центрах.
В школе всего 27 классных коллектива, из них 9 классов – начальной школы, 14 классов составляет среднее звено, 4 класса- старшеклассников.В школе для внеурочной работы с обучающимися имеется необходимая материальная база – актовый зал, гримерная комната, спортивные и тренажерный залы. Во второй половине дня в школе работают многие кабинеты, в которых проводятся занятия детских объединений.
Организация дополнительного образования.
Дополнительное образование в школе ведется по следующим направлениям:
- Военно-патриотическое ( «Музей своими руками»)
- Художественно-эстетическое (ИЗО-студия «Радуга», Хор «Непоседы», хоровая студия «Дети солнца», Кружок ритмики «Фиеста», Кружки бисероплетения, вязания крючком и на спицах)
- Физкультурно-спортивное (волейбол, баскетбол, футбольная секция «Кожаный мяч»,«Атлетика тренажерного зала»,Детский фитнес «Спорт с настроением»)
- Культурологическое (кружкиматематические, иностранного языка, литературные)
- Научно-техническое ( «Компьютерное программирование для подростков»)
- Эколого-биологическое ( «Заповедные острова», «Малые реки»)
Формы учебно-воспитательной работы:
1. Познавательная:
- Беседы, дискуссии, круглые столы
-Встречи с ветеранами, очевидцами исторических событий, представителями современной экономики, науки, культуры
- Музейно-поисковая деятельность
- Проектно-исследовательская деятельность
- Экскурсии на выставки, в музеи по историческим и литературным местам
- Туристические походы
2. Познавательно-игровые:
- Участие в школьных, окружных олимпиадах, фестивалях
- Организация и проведение спортивных мероприятий
- Участие в муниципальных, окружных спортивных соревнованиях
3. Творческие:
- Творческие конкурсы, фестивали
- Предметные декады
- Общешкольные концерты
-Постановка спектаклей и театрализованных представлений силами учащихся
- Организация выставок на базе школы и учреждений дополнительного образования
4. Досуговая:
- Выступление на классных огоньках
- Посещение театров, концертных залов
- Проведение общешкольных вечеров
- Работа в ЛТО
5. Деятельные:
- Участие в благотворительных, экологических и других акциях.
Принципы дополнительного образования.
Реализация воспитательного влияния дополнительного образования происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности и основывается на принципах:
- добровольности
- саморазвития
- свободы выбора
- открытости
- доступности
- педагогически воспитывающей направленности процесса образования
В соответствии с названными принципами в детские объединения могут быть записаны все желающие без предварительного отбора и при обязательном медицинском допуске к занятиям. При вступлении в детские объединения дети пишут заявления, которые рассматриваются как изъявление их свободного выбора.
Функции дополнительного образования.
* Образовательная – давать учащимся дополнительные знания, умения и навыки.
* Воспитывающая – развитие личностных качеств каждого ребенка, занимающегося в детских объединениях школы.
* Развивающая – создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, развитие потенциальных возможностей учащихся.
* Социально-педагогическая – адаптация детей особой категории к условиям самостоятельной жизни, ориентированные на развитие у них стремления и способности к самостоятельному решению проблем.
* Рекреативная –создание условий для отдыха, расслабления и общения учащихся в после урочное время.
* Досуговая – научить ребенка правильно и интересно проводить свое свободное время.
ПЛАН
Работы системы дополнительного образования
ГОУ СОШ № 222
на 2009-2010 учебный год
Цель: развитие системы дополнительного образования, нацеленной на реализацию возможности каждого ребенка проявить себя, свои способности в различных областях науки, искусства и спорта.
Задачи:
1. Создать широкий общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного усвоения его содержания.
2. Способствовать осуществлению «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно-значимые творческие виды деятельности.
3. Ориентировать школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, естественнонаучной и т.д.)
4. Формировать методическую копилку: фото-видеотеку, фонотеку, разработки сценарного содержания, программного обеспечения творческих коллективов и из опыта работы педагогов дополнительного образования.
Направления работы:
1. Взаимодействие в рамках воспитательной системы с кафедрами основного образования школы.
2. Взаимодействие с методическими центрами и учреждениями дополнительного образования района, округа и города.
3. Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
4. Участие в проектной деятельности.
5. Квалификационная переподготовка кадров.