Система дополнительного образования

Дополнительное образование в школе строится на сочетании базового школьного образования с дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребенка.

Дополнительное образование, исходя из своего разнообразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает проблему занятости детей.

Система дополнительного образования состоит из кружковой работы и работы спортивных секций, проектной деятельности. Такая система дает возможность обучать учеников творческому, созидательному труду, дает детям информацию о прикладных видах деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю, готовит обучающихся к будущей самостоятельной жизни и несет определенную профориентационную нагрузку. Стандартно-образовательные предметы дают углубленные знания по базовым предметам, изучаемым в школе в первой половине дня. Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения.

Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:

- обучающиеся приходят на консультации или занятия во второй половине дня, в свободное от основной учебы время;

- обучение организуется на добровольных началах,

- коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня,

- учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.

Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.

По итогам работы преподаватели и обучающиеся демонстрируют навыки и достижения, полученные в секциях и кружках, на общешкольном празднике «Школа – центр воспитательной работы микрорайона».

Характеристика школы.

В школе обучается700человек. Из них учащихся 1-4 классов - 240 человек, учащихся 5-9 классов -372человека, учащихся 10-11 классов -90человек. Все школьники учатся в одну смену. Во второй половине дня многие занимаются в кружках и секциях, клубах, на курсах как в нашей школе, так и в различных досуговых центрах.

В школе всего 27 классных коллектива, из них 9 классов – начальной школы, 14 классов составляет среднее звено, 4 класса- старшеклассников.В школе для внеурочной работы с обучающимися имеется необходимая материальная база – актовый зал, гримерная комната, спортивные и тренажерный залы. Во второй половине дня в школе работают многие кабинеты, в которых проводятся занятия детских объединений.

Организация дополнительного образования.

Дополнительное образование в школе ведется по следующим направлениям:

- Военно-патриотическое ( «Музей своими руками»)

- Художественно-эстетическое (ИЗО-студия «Радуга», Хор «Непоседы», хоровая студия «Дети солнца», Кружок ритмики «Фиеста», Кружки бисероплетения, вязания крючком и на спицах)

- Физкультурно-спортивное (волейбол, баскетбол, футбольная секция «Кожаный мяч»,«Атлетика тренажерного зала»,Детский фитнес «Спорт с настроением»)

- Культурологическое (кружкиматематические, иностранного языка, литературные)

- Научно-техническое ( «Компьютерное программирование для подростков»)

- Эколого-биологическое ( «Заповедные острова», «Малые реки»)

Формы учебно-воспитательной работы:

1. Познавательная:

- Беседы, дискуссии, круглые столы

-Встречи с ветеранами, очевидцами исторических событий, представителями современной экономики, науки, культуры

- Музейно-поисковая деятельность

- Проектно-исследовательская деятельность

- Экскурсии на выставки, в музеи по историческим и литературным местам

- Туристические походы

2. Познавательно-игровые:

- Участие в школьных, окружных олимпиадах, фестивалях

- Организация и проведение спортивных мероприятий

- Участие в муниципальных, окружных спортивных соревнованиях

3. Творческие:

- Творческие конкурсы, фестивали

- Предметные декады

- Общешкольные концерты

-Постановка спектаклей и театрализованных представлений силами учащихся

- Организация выставок на базе школы и учреждений дополнительного образования

4. Досуговая:

- Выступление на классных огоньках

- Посещение театров, концертных залов

- Проведение общешкольных вечеров

- Работа в ЛТО

5. Деятельные:

- Участие в благотворительных, экологических и других акциях.

Принципы дополнительного образования.

Реализация воспитательного влияния дополнительного образования происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности и основывается на принципах:

- добровольности

- саморазвития

- свободы выбора

- открытости

- доступности

- педагогически воспитывающей направленности процесса образования

В соответствии с названными принципами в детские объединения могут быть записаны все желающие без предварительного отбора и при обязательном медицинском допуске к занятиям. При вступлении в детские объединения дети пишут заявления, которые рассматриваются как изъявление их свободного выбора.

Функции дополнительного образования.

* Образовательная – давать учащимся дополнительные знания, умения и навыки.

* Воспитывающая – развитие личностных качеств каждого ребенка, занимающегося в детских объединениях школы.

* Развивающая – создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, развитие потенциальных возможностей учащихся.

* Социально-педагогическая – адаптация детей особой категории к условиям самостоятельной жизни, ориентированные на развитие у них стремления и способности к самостоятельному решению проблем.

* Рекреативная –создание условий для отдыха, расслабления и общения учащихся в после урочное время.

* Досуговая – научить ребенка правильно и интересно проводить свое свободное время.

 

ПЛАН

Работы системы дополнительного образования

ГОУ СОШ № 222

на 2009-2010 учебный год

Цель: развитие системы дополнительного образования, нацеленной на реализацию возможности каждого ребенка проявить себя, свои способности в различных областях науки, искусства и спорта.

Задачи:

1. Создать широкий общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного усвоения его содержания.

2. Способствовать осуществлению «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно-значимые творческие виды деятельности.

3. Ориентировать школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, естественнонаучной и т.д.)

4. Формировать методическую копилку: фото-видеотеку, фонотеку, разработки сценарного содержания, программного обеспечения творческих коллективов и из опыта работы педагогов дополнительного образования.

Направления работы:

1. Взаимодействие в рамках воспитательной системы с кафедрами основного образования школы.

2. Взаимодействие с методическими центрами и учреждениями дополнительного образования района, округа и города.

3. Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

4. Участие в проектной деятельности.

5. Квалификационная переподготовка кадров.

Расписание работы кружков здесь